• 186910, Республика Карелия пгт. Калевала ул. Пионерская, д. 15
  • Режим работы: Понедельник - пятница с 9:00 - 17:15 Перерыв на обед с 13:00 - 14:00
  • 8(81454) 4-19-81
  • 8(81454) 4-19-81
  • gbusocpd3.kalevala@mail.ru

Приемные и родные дети

Приемные и родные дети

В Центр помощи детям на занятия, различные мероприятия приходят родные или приемные братья, сестры. Укрепление отношений между ними – одна из важных задач работы психолога. Все согласятся, что ребенок, растущий в окружении братьев и сестер, обретает ценные навыки общения и обычно ему легче ладить с детьми из других семей. Братьев и сестер не выбирают, их дают детям родители, и не важно, рожден ли новый член семьи или был принят на воспитание в замещающую семью, появление в семье ребенка, безусловно, окажет большое влияние на взаимоотношения всех членов семьи.

Как утверждают специалисты, если между взрослыми сестрами и братьями "сквозит холодок", это, как правило, в восьми из десяти случаях отголоски детских сражений и ошибок родительского отношения к детям.

Чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот, чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.

Во всех случаях очень важно научиться не ущемлять интересы одного ребенка и продолжать развивать интересы другого.

Что нужно учесть, например, если в вашу семью приходит ребенок младше, чем ваш?

Внимательно наблюдайте за поведением вашего ребенка. Для него резко все изменилось. Теперь он должен изменить свое поведение, и внимание своих родителей ему придется делить с другими детьми. Теперь он на какой-то свой каприз может услышать: «Ну, ты теперь уже большой». То есть ребенок в один момент лишился привилегий. Это бывает и в обычной семье при рождении следующего ребенка, но там все происходит естественным путем, а здесь нужно приложить намного больше усилий, чтобы ваш сын или дочь как можно безболезненнее поменяли свой статус.

Каким бы ни был взрослым и понимающим ваш ребенок, он все равно будет претендовать на ваше внимание.

Преследуя благие цели воспитать ребенка-сироту, не забываем о родных детях! Нельзя, чтобы подросший сын, глядя на которого вы махали рукой, дескать, «он все понимает, ему все равно», сказал однажды с обидой матери: «Мама, ты лишила меня детства».

В конечном итоге живущие в семье дети - это братья и сестры. Родители отмечают, что не делают различия - мои и не мои, стараются, чтобы дети почувствовали себя родными. Воспитывая одного ребенка, родители понимают, что он нуждается не только в общении с ними. Как правило, общение со сверстниками дает ребенку огромный опыт, которого он не получит в общении со взрослыми. Поэтому взаимоотношения между детьми в семье имеют большое значение, как для общего эмоционального климата семьи, так и для каждого ребенка в отдельности.

Конфликты между ними неизбежны, их можно назвать нормальными событиями в детской жизни, но важно, чтобы они разрешались без унижения и оскорбления личности. Наблюдательный родитель заметит направленность взаимоотношений между детьми, что именно преобладает в их отношениях: желание опекать, желание задеть, желание унизить, желание командовать. Предлагаемый список поможет вам проанализировать качество отношений между детьми в вашей семье и взять на контроль появление негативных отношений.

Возможны следующие проявления в отношениях между детьми в семье: желание успокоить, приглашение к сотрудничеству (игре), копирование поведения, защита брата или сестры, гордость за брата (сестру), робость и скованность в отношениях, обожание, опека, безразличие, обзывание, жалобы, высмеивание, избиение, приставание по мелочам, отбирание личных вещей, командование, окрики, манипулирование, отталкивание, агрессивность, раздражение, насмешка.

Чтобы быстрее сложились отношения между детьми, можно использовать некоторые приемы:

• в процессе подготовки родного ребенка нужно говорить о том, что он все равно ваш сын (дочь), которого вы любили, любите и будете всегда любить;

• приготовить игрушки, которые ребенок сам подарит новому братику или сестре;

• попросить решить ребенка, где он будет теперь спать или где будет стоять его письменный стол;

• чтобы дети меньше проявляли ревность, организовать праздничный стол в честь гостя, но с подарками всем детям в семье;

• исходя из возраста, сначала организовывать совместную деятельность под руководством взрослых, затем совместную деятельность детей с контролирующими функциями взрослого; так они учатся взаимодействовать, распределять обязанности, закрепляют ролевые позиции;

• помогут совместные чтения, просмотры телепередач, обсуждения интересных тем.

Советы родителям (замещающим родителям).

Вряд ли существуют универсальные рецепты воспитания, чтобы младший не подвергался нападкам со стороны старшего, а первенец — манипуляциям младшего (ябедничеству или хвастовству, например). Рискнем выделить несколько проверенных временем мудрых правил семейного порядка, когда детей двое:

• первый ребенок обладает приоритетом перед вторым; • каждый ребенок знает, в чем его индивидуальность и чувствует свою ценность и уникальность для обоих родителей;

• любовь к одному ребенку не должна уменьшать любви к другому;

• вовлечение детей в сотрудничество друг с другом многократно важнее поощрения соперничества и конкуренции между старшим и младшим.

• Распространенная ошибка в воспитании старшего и младшего в семье — попытка решать все возникающие между детьми споры и разногласия за них самих и думать, что все трудности с возрастом исчезнут.

• Детям важно видеть, что родители уверены в своей способности находить мирное решение возникающих разногласий.

В этом случае дети с большей вероятностью будут брать на себя ответственность за регулирование своих отношений друг с другом. • Нередко дети привлекают внимание взрослых ссорой, чтобы лишний раз убедиться в собственной ценности для родителей, когда те принимают чью-то сторону. Поэтому невмешательство — подходящий прием в ситуациях детских ссор, если, конечно, жизни и здоровью детей ничто не угрожает. Нередко дети, выплеснув наружу эмоции, продолжают спокойно играть.

• Постоянная апелляция к старшинству ("ты старше, уступи") только закрепляет нездоровые отношения между детьми вместо усвоения правила "в том, что произошло, ответственны мы оба".

• Неразумно винить старшего ребенка в неприятностях младшего, это не добавляет симпатии старшего к младшему и отбивает охоту возиться с ним. • Не следует унижать старшего ребенка в глазах младшего. В ответ старший, по закону бумеранга, может начать прямо или косвенно унижать младшего.

• Кому не приходилось ловить на себе ревностный недоверчивый взгляд своего первенца в момент ласковых забав с малышом? Однако для старшего услышать в такой ситуации нежные ласковые слова еще важнее, чем для малыша. Например, "Вот спасибо, что помог братику фартук подвязать, что бы я без тебя делала, помощник ты мой верный!"

• Родительская нежность и благодарность первенцу способны победить ревностные чувства старшего ребенка, тогда тревога и недоверие получают выход. Не случайно, есть данные, что старшим детям, более чем вторым, свойственна тревожность, которая не покидает их и во взрослой жизни.

Дети редко жестко конфликтуют друг с другом, если их поведение соответствует ожиданиям родителей. Какое положение ребенка в семье является самым благополучным? Однозначного ответа нет. Положение первого, второго и последующих детей имеет и свои преимущества, и свои сложности. Кроме того, каждый ребенок активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь. Главное, чтобы дети выбрали такие средства самоутверждения, и такие способы получения родительского внимания любви, которые были бы им полезны с точки зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной среде, такие способы, которые повышали бы их веру в свои силы. Родители могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают перед детьми и, тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых, более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.

Источник: официальный сайт Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь (http://nacedu.by) – Методическая рассылка № 8/2015.

Дата изменения информации: 31.05.2021 13:41

Поиск
Контакты

  • 186910, Республика Карелия пгт. Калевала ул. Пионерская, д. 15
  • Режим работы: Понедельник - пятница с 9:00 - 17:15 Перерыв на обед с 13:00 - 14:00
  • 8(81454) 4-19-81
  • 8(81454) 4-19-81
  • gbusocpd3.kalevala@mail.ru


Связаться с разработчиком сайта